Индивидуальность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его умение к реализации таких ценностей.
Если понятие индивида включает общие качества homo sapiens - представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие индивидуальности связано с понятием характера - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой взаимоотношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального контакта.
Как индивидуальность человек характеризуется уровнем роста его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в собственную очередь, определяется уровнем роста данного общества. В свойствах индивидуальности проявляются возможности данного человека к участию в социальных взаимоотношениях.
Значительной стороной индивидуальности является ее чувства к обществу, к отдельным людям, к себе и собственным общественным и трудовым обязанностям.
Индивидуальность характеризуется уровнем осознанности собственных взаимоотношений и их устойчивостью.
В индивидуальности существенна не только лишь ее позиция, но еще и умение к реализации собственных взаимоотношений. Это находится в зависимости от уровня роста творческих возможностей человека, его способностей, умений и знаний, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.
Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства создаются при жизни человека, однако на определенной натуральной основе.
Наследственная основа организма человека (генотип) определяет его анатомо-физиологические черты, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.
В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического роста. Однако человеческое существо становится человеком лишь благодаря общественной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах духовной и материальной культуры, в системе социальных взаимоотношений.
Природные стороны человека не стоит противопоставлять его общественной его сущности. Сама природа человека - продукт не только лишь биологической эволюции, но еще и продуктом истории. Биологическое в человеке невозможно осознавать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человечески- ми, а не животными задатками.
Однако становление человека как индивидуальности случается лишь в определенных социальных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.
То, что с первого взгляда представляется естественными качествами человека (к примеру, особенности его индивидуальности) , фактически - закрепление в индивидуальности социальных требований к ее поведению.
Движущей силой роста индивидуальности являются внутренние противоречия м/у вечно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие индивидуальности - постоянное расширение ее возможностей и создание новых потребностей.
Уровень роста индивидуальности определяется характерными для нее отношениями. Низкие уровни роста индивидуальности характеризуются тем, что ее взаимоотношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интереса- ми. Самом высокий уровень роста индивидуальности характеризуется преобладанием общественно значимых взаимоотношений. Регулируя собственную жизнедеятельность в обществе, любой индивид решает сложные жизненные задачи. Индивидуальность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются разными окружающими различными способами (вплоть до преступных).
Понять индивидуальность - означает понять, какие жизненные задачи и каким образом она решает, какими исходными принципами решения таких задач она вооружена.
Подробное описание болезней человека и методы их лечения.
Различаются индивидуальности социализированные - адаптированные к условиям собственного социального бытия, десоциализированные - девиантные, отклоняющиеся от главных общественных требований (крайние формы этого отклонения - маргинальность) и психически аномальные индивидуальности (психопаты, невротики, лица с задержками психического роста и с личностными акцентуациями - "слабыми местами" в психической саморегуляции).
Возможно выделить несколько особенностей социализированной индивидуальности, находящейся в пределах психической нормы.
Наряду с общественной приспособленностью развитая индивидуальность обладает личностной автономией, утверждением собственной характера. В критических случаях подобная индивидуальность сохраняет собственную жизненную стратегию, остается приверженной собственным позициям и ценностным ориентациям (целостность индивидуальности). Возможные психические срывы в экстремальных случаях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).
Индивидуальность в норме располагается в состоянии собственного непрерывного роста, самоусовершенствования и самореализации, часто открывая для себя новые горизонты на собственном человеческом пути, испытывает "счастье завтрашнего дня", изыскивает возможности актуализации собственных способностей. В трудных условиях - толерантна, способна к адекватным действиям.
Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные взаимоотношения с иными окружающими, проявляет чуткость к их потребностям и интересам.
В построении собственных жизненных планов стабильная индивидуальность исходит из настоящих возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая индивидуальность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и достоинства. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, однако не ригидна - способна к коррекции собственного поведения. На сложные требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью без психических надломов. Источником собственных удач и неудач она полагает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни она способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью, она часто сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, она способна поглядеть на себя с позиции, не лишена отношение юмора и философского скепсиса.
|