Со многими произведениями живописи связаны мистические истории и загадки. Помимо того, отдельные эксперты думают, что к созданию ряда полотен причастны тайные и темные силы. Основания для подобного утверждения есть. Уж чаще, чем нужно с этими роковыми шедеврами происходили удивительные факты и необъяснимые события - пожары, смерти, безумие авторов...
Одной из наиболее известных "проклятых" полотен является "Плачущий мальчик" - репродукция картины испанского художника Джованни Браголина. История создания ее такова: художник желал написать портрет плачущего ребенка и в качестве натурщика взял собственного маленького сына. Однако, т.к. малыш не мог плакать на заказ, то отец специально доводил его до слез, зажигая перед его лицом спички.
Художник знал, что его сын панически боялся огня, однако искусство было ему дороже, чем нервы своего ребенка, и он продолжал над ним издеваться. Как-то раз доведенный до истерики малыш не выдержал и проорал, обливаясь слезами: "Гори ты сам!" Это проклятье не замедлило сбыться - ч/з 2 нед. от пневмонии умер мальчик, а в скором времени живьем сгорел в своем доме и его отец... Это предыстория. Собственную зловещую славу картина, точнее - ее репродукция, обрела в 1985 г., в Великобритании.
Случилось это благодаря серии странных совпадений - в Сев. Британии одно за иным начали происходить возгорания жилых домов. Были человеческие жертвы. Отдельные пострадавшие упоминали, что из целого имущества чудесным образом уцелела лишь дешевая репродукция с изображением плачущего ребенка. И подобных сообщений становилось все более, пока, наконец, 1 из пожарных инспекторов во всеуслышание не сказал, что во всех без исключения сгоревших домах был найден нетронутым "Плачущий мальчик".
Тут же газеты захлестнула волна писем, где сообщалось о разных несчастных ситуациях, смертях и пожарах, которые происходили затем, как хозяева покупали эту картину. Конечно же, "Плачущий мальчик" тут же стал считаться проклятым, всплыла история его создания, обросла слухами и выдумками... В результате 1 из газет опубликовала официальное заявка о том, что все, у кого существуют эта репродукция, обязаны сразу от нее избавиться, и властями впредь запрещено покупать и удерживать ее дома.
До сих пор "Плачущего мальчика" преследует дурная слава, в особенности в Сев. Британии. К слову, оригинал до сих пор не найден. Правда, кое-какие сомневающиеся (в особенности у нас в РФ) умышленно вешали у себя на стену этот портрет, и, вроде бы, никто не сгорел. Однако все-таки желающих проверить легенду на практике весьма слегка.
Иным известным "огненным шедевром" считаются "Водяные лилии" импрессиониста Моне. Первым от нее пострадал сам художник - его мастерская едва не сгорела по непонятным причинам.
После погорели новые хозяева "Водяных лилий" - кабаре на Монмартре, дом одного французского мецената и даже Нью-Йоркский музей современных искусств. Сейчас картина располагается в музее Мормотон, во Франции, и своих "пожароопасных" свойств не проявляет. Пока.
Иная, наименее небезызвестная и внешне ничем не примечательная картина-"поджигатель" висит в Королевском музее Эдинбурга. Это портрет пожилого мужчины с вытянутой рукой. По поверью, время от времени пальцы на руке написанного маслом старика начинают шевелиться. И тот, кто увидел это нестандартное явление, непременно примет смерть от огня в самое самое близкое время.
2 известных жертвы портрета - лорд Сеймур и капитан дальнего плавания Бэлфаст. Оба они утверждали, что увидели, как старик шевелил пальцами, и оба впоследствии умерли в огне. Суеверные горожане даже требовали от директора музея убрать рискованную картину от греха подальше, однако тот, конечно же, не согласился - этот невзрачный и не имеющий специальной ценности портрет и привлекает большая часть посетителей.
Знаменитая "Джоконда" Леонардо да Винчи не только лишь восхищает, но еще и пугает людей. Кроме предположений, вымыслов, легенд о самой работе и об улыбке Моны Лизы, есть теория, словно бы этот наиболее небезызвестный портрет в мире крайне отрицательно воздействует на созерцающего. К примеру, официально зарегистрировано более сотни случаев, когда посетители, долго лицезревшие картину, теряли сознание.
Наиболее небезызвестный случай произошел с французским писателем Стендалем, который в ходе любования шедевром свалился в коллапс. Известно, что сама Мона Лиза, позировавшая художнику, скончалась молодой, в возрасте 28 лет. А сам великий мастер Леонардо ни над одним собственным творением не работал так долго и тщательно, как над "Джокондой". 6 лет - до самой собственной смерти Леонардо переписывал и правил картину, однако так до окончания и не добился того, чего желал.
Картина Веласкеса "Венера с зеркалом" также пользовалась заслуженно дурной славой. Все, кто покупал ее, или разорялись, или погибали насильственной гибелью. Даже музеи так себе хотели включать ее основную композицию, и картина всегда меняла "прописку". Дело кончилось тем, что как-то раз на полотно накинулась безумная посетительница и изрезала его ножом.
Иной "проклятой" картиной, которая широко известна, считается работа калифорнийского художника-сюрреалиста "Hands Resist Him" ("Руки сопротивляются ему") Билла Стоунхема. Художник написал ее в1972 г. с фото, на которой он со собственной младшей сестрой стоит перед родным домом. На картине мальчик с неясными чертами лица и кукла в рост живой девочки застыли перед стеклянной дверью, к которой изнутри прижаты мелкие ручки детей. С этой картиной связано немало ужасных историй. Стартовало все с того, что I искусствовед, который увидел и оценил произведение, скоропостижно скончался.
Позже картину приобрел американский актер, который также недолго зажился. После его смерти работа ненадолго пропала, однако позже ее случайно отыскали на помойке. Семья, которая подобрала кошмарный шедевр, дошла повесить его в детской. В результате маленькая дочка стала каждую ночь прибегать в спальню родителей и орать, что дети на картине дерутся и меняют местоположение. Отец установил в комнате камеру, реагирующую на движенье, и за ночь она срабатывала ряд раз.
Конечно же, семья поспешила избавиться от подобного подарка судьбы, и в скором времени Hands Resist Him выставили на инет-аукцион. И вот на адрес учредителей посыпались многочисленные послания с жалобами на то, что при просмотре картины людям становилось нехорошо, а у некоторых даже случались сердечные приступы. Купил ее хозяин частной картинной галереи, и сейчас уже на его адрес стали приходить жалобы. К нему даже обратились 2 американских экзорциста с предложениями собственныхуслуг. А экстрасенсы, видевшие картину, в 1 голос утверждают, что от нее исходит зло.
Фото - прототип картины "Руки сопротивляются ему":
А вот картина того же автора, только много лет спустя:
Есть ряд шедевров русской живописи, которые также имеют грустные истории. К примеру, всем небезызвестная еще со школы картина "Тройка" Перова. На этой грустной и трогательной картине изображены 3 крестьянских малыша из бедных семей, которые тянут тяжелую ношу, впрягшись в нее на манер упряжных коней. В центре следует светловолосый небольшой мальчик. Перов искал малыша для картины, пока не встретил даму с сыном 12-ти лет по имени Вася, которые шли ч/з Москву на богомолье.
Вася оставался единственным утешением матери, которая похоронила мужа и иных малышей. Она сперва не хотела, чтоб ее сын позировал живописцу, однако позже согласилась. Хотя в скором времени после окончания картины мальчик умер... Известно, что после смерти сына бедная дама приходила к Перову, умоляя продать ей портрет ее драгоценного малыша, однако картина уже висела в Третьяковской галерее. Истина, Перов отозвался на несчастье матери и специально для нее написал портрет Васи отдельно.
У одного из наиболее ярких и неординарных гениев русской живописи, Михаила Врубеля, есть работы, с которыми к тому же связаны личные трагедии самого художника. Так, портрет его обожаемого сына Саввы, был написан им незадолго до гроба малыша. При этом мальчик заболел внезапно и умер скоропостижно. А "Демон поверженный" оказал губительное влияние на психику и здоровье самого Врубеля.
Художник никак не мог оторваться от картины, все продолжал дописывать лицо поверженного Духа, и изменять колорит. "Демон поверженный" уже висел на выставке, а Врубель все приходил в зал, не обращая внимания на посетителей, усаживался перед картиной и продолжал трудиться, будто одержимый. Близкие обеспокоились его состоянием, и его осмотрел популярный российский психиатр Бехтерев. Диагноз существовал страшен - сухотка спинного мозга, близкое сумасшествие и смерть. Врубеля поместили в больницу, однако лечение плохо помогло, и скоро он скончался.
Любопытная история связана с картиной "Масленица", долгое период украшавшей собою холл гостиницы Украина. Висела и висела, никто к ней особенно не приглядывался, пока внезапно не оказалось, что автором данного произведения - душевнобольная по фамилии Куплин, который на собственный лад скопировал полотно художника Антонова. Собственно, ничего подобного особенно жуткого или выдающегося в картине душевнобольного нет, однако она на протяжении полугода будоражила просторы Русскоязычного интернета.
Картина Антонова
Картина Куплина
1 студент в 2006 г. написал в собственном блоге сообщение про нее. Суть его сводилась к тому, что, по заверениям проф. одного из московских вузов, на картине существуют 1 стопроцентный, однако неочевидный признак, по которому тут же понятно, что художник - безумный. И даже будто бы по этому признаку возможно тут же поставить верный диагноз. Однако, как писал студент, хитрый проф. признак не открыл, а лишь дал туманные намеки. И тут, мол, помогите, люди, кто может, ибо сам не могу обнаружить, весь измучился и устал. Что здесь стартовало - нетрудно себе представить.
Сообщение разошелся по всей сети, большое количество пользователей бросилось искать отгадку и ругать проф.. Картина обрела бешеную популярность, равно как и блог студента, и фамилия проф.. Разгадать загадку никому не удавалось, и под конец, когда от данной истории устали все, то решили:
1. Никакого признака нет, а проф. специально "развел" студентов, чтоб лекции не прогуливали.
2. Проф. - сам псих (даже приводились факты, что его на самом деле лечили заграницей).
3. Куплин ассоциировал себя со снеговиком, который маячит на заднем плане картины, и это-то и существуют морда разгадка тайны.
4. Никакого проф. не было, а вся история - гениальный флэшмоб.
К слову, приводилось и большое число оригинальных отгадок данного признака, однако ни 1 из них не был признан верным. История мало помалу сошла на нет, впрочем и теперь возможно другой раз наткнуться на ее отголоски в Русскоязычном интернете. Что до картины, на некоторых она на самом деле производит жутковатое впечатление и провоцирует малоприятные чувства.
Во времена Пушкина портрет Марии Лопухиной был одной из основных "страшилок". Девушка прожила жизнь короткую и несчастливую, а после написания портрета скончалась от чахотки. Ее отец Иван Лопухин был известным мистиком и магистром масонской ложи. Посему и поползли сплетни, что-де ему удалось заманить дух умершей дочери в данный портрет. И что если молодые девушки взглянут на картину, то вскорости умрут. По версии салонных сплетниц, портрет Марии погубил не менее десяти дворянок на выданье...
Конец слухам положил меценат Третьяков, который в 1880 г. купил портрет для собственной галереи. Огромной смертности из посетительниц оной замечено не было. Диалоги и утихли. Однако осадок остался.
Десятки людей, в любом случае входивших в контакт с картиной Эдварда Мунка "Крик", стоимость которой специалисты оценивают в 70 млн. $, подвергались действию злого рока: заболевали, ссорились с близкими, впадали в тяжелую депрессию или вообще неожиданно умирали. Все это создало картине недобрую славу, так что посетители музея с опаской поглядывали на нее, вспоминая ужасные истории, которые про шедевр рассказывали.
Как-то раз музейный служащий нечаянно уронил картину. Ч/з какое-то время у него начались страшные головные боли. Стоит заявить, что до этого случая он понятия не имел, что подобное головная боль. Припадки мигрени становились все чаще и острее, и закончилось дело тем, что бедняга покончил с собою.
В следующий раз рабочий музея выронил картину, когда ее перевешивали с одной стены на другую. Неделю спустя он попал в кошмарную автомобильную аварию, в итоге которой у него стали сломанными ноги, руки, ряд ребер, он заполучил трещину таза и сильнейшее сотрясение мозга.
1 из посетителей музея пытался потрогать картину пальцем. Ч/з ряд суток у него дома начался пожар, в коем этот человек сгорел живьем.
Жизнь самого Эдварда Мунка, родившегося в 1863 г., представляла собою череду вечных потрясений и трагедий. Болезни, смерть родных, сумасшествие. Его мать скончалась от туберкулеза, когда ребенку было 5 лет. Ч/з 9 лет от тяжелой болезни умерла любимая сестра Эдварда Софья. После умер брат Андреас, а его младшей сестре врачи поставили диагноз "шизофрения".
В начале 90-х гг. Мунк пережил тяжелый нервный срыв и длительное время проходил лечение электрошоком. Он никогда не женился, так как мысль о сексе приводила его в страх. Умер в возрасте 81 г., оставив в дар городу Осло большое творческое наследие: 1200 картин, 4500 эскизов и 18 тыс. графических работ. Однако вершиной его творчества остается, без сомнения, "Крик".
Голландский художник Питер Брейгель-старший писал "Поклонение волхвов" 2 г.. Деву Марию он "срисовал" со собственной двоюродной сестры. Та была дамой бесплодной, за что и получала постоянные тумаки от мужа. Она, как судачили простые средневековые нидерландцы, "заразила" картину. 4 раза "Волхвов" покупали частные коллекционеры. И всегда повторялась 1 и та же история: в семье по 10-12 лет не рождались дети...
Наконец в 1637 г. картину купил архитектор Якоб ван Кампен. У него к тому времени уже были трое детей, так что заклятье его не особенно пугало.
Наиболее, вероятно, знаменитая нехорошая картинка инет-пространства со следующей историей: Какая-то школьница (нередко упоминают японскую) перед тем как вскрыть вены (выброситься из окна, накушаться таблеток, повеситься, утопиться в ванной) нарисовала данную картину.
Если глядеть на неё 5 мин. к ряду леди изменится (глазки покраснеют, волосы почернеют, проявятся клыки). В действительности очевидно, что картинка нарисована уж явно не от руки, как многие ценят утверждать. Впрочем как эта картинка возникла никто ясных ответов не даёт.
Следующая картина скромно висит без рамы в одном из магазинов Винницы. "Леди дождя" - наиболее дорогая из всех работ: надо 500 $. Как утверждают продавцы, картину уже трижды покупали, а позже возвращали. Клиенты объясняют, что она им снится. А кто-то даже заявляет, словно знает эту женщину, однако откуда - не помнит. И все, кто хоть раз заглянул в ее белесые глазки, навсегда запоминают чувство дождливого дня, тишины, тревоги и страха.
Откуда взялась необычная картина, рассказала ее афтар - винницкая художница Светлана Телец. "В 1996 г. я оканчивала Одесский художественный университет им. Грекова, - вспоминает Светлана. - И за полгода до рождения "Дамы" мну все время чудилось, что за мной часто кто-то наблюдает. Я отгоняла от себя подобные мысли, а позже в 1 из суток, между прочим, напрочь не дождливый, сидела перед чистым холстом и думала, что нарисовать. И вдруг четко увидела очертания дамы, ее лицо, цвета, оттенки. В равно мгновение заметила все детали образа. Главное написала с высокой скоростью - часов за 5 управилась. Чудилось, моей рукой кто-то водил. А позже еще мес. дорисовывала".
Приехав в Винницу, Светлана выставила картину в местном художественном салоне. К ней то и дело подходили ценители искусства и делились такими же мыслями, какие возникали у нее самой в ходе работы.
"Было любопытно наблюдать, - заявляет художница, - насколько тонко вещь может материализовать мысль и внушить ее иным людям". Многие посчитают это за страшные истории, но поверьте, это совсем не выдумка
Ряд лет тому назад возникла I-я покупательница. Одинокая бизнесменша долго ходила по залам, присматривалась. Купив "Даму", повесила ее у себя в спальне.
Ч/з 2 нед. в квартире Светланы раздался ночной звонок: "Плз, заберите ее. Я не могу спать. Данное впечатление, что в квартире, за исключением мну, кто-то есть. Я ее даже со стены сняла, за шкаф спрятала, а без разницы не могу".
Позже возник II-й покупатель. Позже картину купил молодой молодой человек. И также не выдержал долго. Сам принес ее художнице. И даже денежные средства назад не взял.
- Она мну снится, - жаловался он. - Вот каждую ночь возникает и тенью кругом мну ходит. Я с ума сходить начинаю. Боюсь этой картины!
3-й покупатель, узнав о дурной славе "Дамы", только отмахнулся. Даже произнес, что лицо зловещей женщины ему может показаться милым. И с ним она скорее всего уживется. Не ужилась.
- Я сперва не замечал, какие у нее белесые глазки, - вспоминал он. - А позже они начали появляться всюду. Головные боли начались, беспричинные волнения. А оно мну нужно?!
Так "Дама дождя" опять возвратилась к художнице. По городу же понеслась молва, что картина эта проклята. За одну ночь может свести с ума. Художница уже и сама не рада, что написала подобную жуть. Хотя, Света пока не теряет оптимизма:
- Любая картина возникает на свет для какого-то конкретного человека. Верю, что найдется тот, для кого "Девушка" писалась. Кто-то ее разыскивает - так же, как и она его.
|